Рецензия на книгу “Золотая орда в мировой истории”

Первое. Пресс-релиз

В Казани на русском языке вышла коллективная монография “Золотая орда в мировой истории” (The Golden Horde in World history).

Это произведение было подготовлено и напечатано совместно Институтом истории имени Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан (Sh.Marjani Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarsan), Центром исследований Золотой орды и татарских ханств имени М.А.Усманова (Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates) Университетом Оксфорд.

Второе. Количество участников – авторов, объем.

В создании данной коллективной монографии приняли участие помимо известных корифеев России и Татарстана, известные учёные из Франции, Израиля, Венгрии, Румынии, Польши, Украины, Сербии, Казахстана, Финляндии, Тайваня, США – всего 47 человек из более десяти стран. Монография вышла объемом почти 1000 страниц. “Согласие дает плоды, распри ведут к беде”.   Настоящая монография объединила интеллектуальный потенциал учёных многих стран, стало их совместой деятельностью.Третье. Краткое содержание монографии.

История Средней Азии и Восточной Европы XII-начала XIII века и историческая роль Монгольской империи в мире, происхождение государства Дзучи, политическая организация, обретение мощи, население, становление татарского этноса в средние века, изучение Золотой орды и ее отношений с сопредельными государствами.

Цивилизация Золотой орды, хозяйства, промыслы, торговля, природный и общественно-экономический упадок, падение государства Дзучи. Конец Золотой орды, Литовское царство, политическое развитие Татарского государства в 16-18 веках, татаро-русские отношения, влияние на географическу карту Европы 15-18 веков.

По этим более 50 темам были проведены исследования и предприняты попытки дать ответы. При изучении этих тем была отвергнута существовавшая в коммунистические времена концепция о “Монголо-Татарском иге”, признанная беспочвенной. Было уделено большое внимание изучению вклада в мировую историю созданной Чингис-ханом Монгольской империи, государства Цагаадай, Хулэгу, Дзучи и других.

Очевидно, что новым явлением в исследованиях стали вопросы межгосударственных отношений, конкретно отношений между Золотой ордой и Мамлюками, Золотой ордой и Анатолией, Золотой ордой и династией Юань, Золотой ордой и Ильхам, Золотой ордой и Балканами.

Четвертое. Об одном аспекте монографии.

В книге 12 глав, каждая содержит несколько тем, поэтому в настоящей краткой рецензии не представляется возможным охватить все темы. Возьмем для рассмотрения 5-ый раздел первой главы “Историческая роль Монгольской империи в мире”. В этом разделе слишком мало внимания уделено таким темам, как татары, монголы с рек Онон и Керулена, кереиты, пять видов скота, семья и кочевье, Темужин, Чингис-хан, конфликт между Бэгтэром и Чингис-ханом, Жамуха.

Если говорить о роли Монгольской империи в мировой истории, то в монографии всего лишь на 2-х страницах изложена эта тема с акцентом на освещение веротерпимости монголов, создании новых культурных связей, изменении территориально-географической политики, создание многонациональгого государства в Китае, экономика, торговля, технологические обновления. Приведены документальные свидетельства произошедших в мире изменений. Также рассказывается об изменениях в географии, языках, словах, о монгольских словах, вошедших в русский язык, развитии и расширении сухопутной и морской торговли, преодолении препятствий в международных связях. Автор полагает правильным назвать период 18-19 веков “ Монгольской глобализацией. “ Хотя в данном разделе детально, как и в других работах, рассказывается о военных походах монголов, но ничего не сообщается о тех коренных изменениях , что произошло в мире после окончания этих войн. Война есть война. Оправдывать войну нельзя. Но надо отметить, что известный российский историк и географ Л.Н. Гумилёв научно обосновал, что войны монголов имели целью защиту от постоянно грозных соседей. Во времена Великой Монголии европейцы, кстати, постоянно вели “крестовые походы”, войны крестоносцев. Исторические документы свидетельствуют, что нападению и разорению подвергались не только страны исламского мира. Наверно, не стоит скупиться на слова в этой теме.

Самыи важным и благодетельным деянием Монгольской империи в мировой истории стало прекращение между- усобных кровавых войн Средневековья, страданий народов, объединение человечества под единым управлением и обеспечение безопасной благополучной жизни. Во многих странах существует издавна сложившийся термин-понятие “ Монгольское спокойствие”. Некоторые  европейские исследователи саркостически говорят что, во времена “Terra mongolica” даже собаки не смели лаять на кого-либо.

К сожалению, автор не обмолвился и словом  о “ Монгольском спокойствии” (благоденствии).  Но вот в книге профессора О. Нямдавы “ Великий властелин Чингис-хан, его наследие и монголы мира “ приведены 11 примеров вклада Чингис-хана и его наследников в мировую историю, культуру, развитие и благоденствие.

Пятое. Монгольская Империя.

Знаменитый мыслитель И. Гегель писал, что “Мировая история имеет своё начало с Востока, и в том числе с монголов. И это потому, что там было государство. А раз там было государство, то произошло формирование монгольской нации. Сегодня учёные многих стран, особенно Японии не только признают этот мудрый теоретический посыл Гегеля, но в результате публикаций,  монографий, глубоко изучивших эту тему, доносят до общественности эти идеи. Честные учёные, занимающиеся поиском истины в истории человечества были и раньше, есть и сейчас, будут и в будущем.

Русский, советский историк известный монголовед А.П. Окладников писал, что нашествие монголов способствовало объединению вокруг Москвы русского народа, который, будучи раздроблен на мелкие княжества сопротивлялся экспансии западных стран. После падения Монгольской империи Россия стала единой могущественной державой. Всё это соответствует исторической правде. Историческая наука помогает обретению полезного опыта и уроков из прошлого, эта наука удивительным образом освещает суть событий.

Действительно, создание мировой Монгольской империи привело к появлению Российской империи, единого китайского государства, огромных политических структур в Европе, появилось особая, самостоятельная  Евразийская общность, как отражение номадической культуры.

Золотая орда – составная часть Великой Монголии. Поэтому Великую Монголию нельзя рассматривать в отрыве от истории Монгольской империи. В рассматриваемой  нами работе совершенно оправдано особое внимание к определению исторической роли монгольской империи, её внешних и внутренних связей.

Шестое. Четыре страны.

Золотая орда – одна из частей империи 9-х государств. Это устоявшийся термин в истории монгольской империи. Некоторые учёные добавляют пятую страну – Улус Угедея. Добавлять или нет Улус-Угедея –это дополнительный вопрос. Как бы то не было, Монгольская империя была географически поделена на четыре части, получившие свои устоявшиеся названия. В Азии эта была Империя Юань или государство Хубилая, в Средней Азии – государство Цагадая, в краю – Ильхам или Хулегу. На Руси- Улус Джучи или Золотая Орда. Во времена Монгольской империи эти четыре улуса не были самостоятельными. Все они напрямую подчинялись Императору Монголии, являлись составными частями Империи. Императора величали “ Хаан”. Во главе улусов состояли “ Ханы”. Они принимали участие в подготовке указов императора и обязательно следовали им, Сохраняется старое представление о преувеличенном значении роли Джучи, который воспринимался не как “хаан”, а как император, а его улус- как империя. Хотя Золотая Орда находилась далеко от центра Монгольской империи и решала все внутренние дела самостоятельно, вопросы мирового порядка, мирового уровня согласовывались с Императором и осуществлялись общими силами. Посему необходимо  особо отметить огромную роль Золотой Орды в мировом развитии и в процветании России и европейских стран.

Седьмое. Щёлковый и чайный пути.

Одним из добрых дел Монгольской империи стало взятие под своё покровительство  и управление Великого щёлкового пути и Великого чайного пути, которые до того страдали от постоянных набегов грабителей, обеспечение условий свободных, широкомасштабных коммуникаций в Азии и Европе, во всём мире. Хотя эти пути называются “шёлковый” и “чайный”,  по ним по сути дела перемешались все необходимые товары человечества. Монголы создали уртонную (ямщицкую ) службу, столь важную и необходимую на этих дорогах. По неполным данным действовали 1500 уртонных станций.

Перед указами монгольских ханов должны были склонять головы, все их имеющиеся, а иначе лишались головы. Перед указами ханов должны склонять колени, все их имеющие, или колена будут отрублены. Благодаря исполнению указов Хана, пути и дороги  стали безопасными и удобными. Народы стали обмениваться научными достижениями, предметами культуры и искусства, расширялись государственные и торговые связи.

В этом была особая роль в дальнейшем развитии человеческого общества, экономики, политических отношений. В рассматриваемой монографии особо рассказывается  о развитии наряду с щёлковым и чайным путями и “Пушной дороги” в Золотой Орде, что является безусловным вкладом в изучении истории развития дорог в те времена. Эти традиционные пути и сегодня не утратили для человечества своего значения, свидетельством чему является создание в КНР  фонда “Шёлковый путь”. Проводятся международные форумы “ Один пояс, один путь”, восстанавливаются старые сухопутные и морские пути, в чём Китай и Россия находят полное взаимопонимание. Есть ещё одно свидетельство восстановления древних традиций. А без традиций нет обновления.

Восьмое. Сила времени.

Говорят,что сам бог как-то произнёс: “Бог силён, но время иногда сильнее”. В истории время –очень существенный фактор. В отрыве от исторического времени от события пропадает истина, возникает пустота. Говорят, “всему своё время”. В 13-14 веках Русь и Монголия были опорой друг для друга, были союзниками. Монголы в те годы были не только фактором защиты Руси от западных захватчиков, но и крепостной стеной, защищавшей от захватчиков многие миллионы жителей Востока, создали условия для последующего превращения Руси в великую державу. Сегодня кое-кто может с этим не соглашаться или не верить. Но история есть история. Тогдашняя Русь была раздробленной, не могла себя защитить и для неё самым верным выходом было иметь монголов в союзниках.

Полное ознакомление со всеми текстами рассматриваемого нами произведения вольно-невольно подталкивает нас к такому восприятию.

Рассматриваемое нами известное произведение “Золотая Орда в мировой истории” посвящено не только истории Золотой Орды, но представляет собой особое в контесте времени исследование периода мощного, не менее чем божественная сила, составных частей на базе истории империи. Коллективная монография о временах,подвергавшихся остракизму времён коллективизма, отличается тем,что была создана, когда ушло в прошлое постановление ЦК КПСС, запрешавшее изучение и пропаганду истории и культурного наследия.

Девятое. Старая концепция.

Во времена коммунизма –коллективизма учёные были обязаны критиковать идеологию другого общественного строя. Кочевников рисовали “дикими и грубыми”. Этот обычай до сих пор не искоренен, а что касается “Золотой Орды “ то стал ещё более применяться.

История Золотой Орды, Синей Орды, Белой Орды – это история всемирной Монгольской империи, созданной на русских и китайских землях. Всё, что касалось истории Монгольской империи затушёвывалось без следа. Но в данной монографии наследие Монгольской империи показано осязаемо и с душой.

Десятое. Взаимосвязи государства и народа.

Монголы с древних времён говорили: “ Жизнь гражданина – государству, жизнь государства- гражданину “ в том смысле, что не бывает государства, для которого могут быть лишними его граждане, не бывает граждан, для которых лишним бывает государство. Это свидетельство того огромного значения связей государства и народа. Необходимо с удовлетворением отметить, что авторы книги “ Золотая Орда в мировой истории “ уделили особое внимание связям государства и народа, которые издавна имели существенное значение для монголов.

Одиннадцатое. Впечатление о прочитанном.

После того, как прочитал предисловие, введение и заключительную части монографии понял, что надо продолжить чтение. Дело в том, что в 5-ти томной “ Истории Монгольского государства “ во 2-м томе я написал небольшую работу “ Золотая Орда “, в которую сейчас вношу дополнения и уточнения. Полное прочтение монографии подтвердило наш вывод, что исследование отвечает  самым высоким современным требованиям. Эта книга должна стать достоянием монгольской общественности, поэтому я взялся за написание данной рецензии.

Двенадцатое. Принесли беды или совершили подвиг?

Произведение “ Золотая Орда “ в мировой истории чётко, рельефно демонстрирует, что существовавщие на территории современной Российской Федерации Золотая Орда, Синяя Орда, Белая Орда нельзя рассматривать лишь как сосредоточие невиданных бед и горестей, как это преподносилось во времена коммунизма и по старой традиции, эти воззрения отброшены. Речь идёт об удивительных достижениях того времени.

Тринадцатое. Теоретические  традиции.

Русский, советский известный  учёный – монголовед В.В. Бартольд отмечал, что хотя в администрации монголов, равно как и в других вещах имелись негативные моменты, монголы не только среди степных народов, но и в Китае, Южной Азии, Восточной Европе установили более твёрдый политический уклад, нежели он был в этих странах до монгольских завоеваний. Это должно стать свидетельством выражения признательности потомкам Чингис-хана. Это признали в последующем известные исследователи. Здесь мы не можем не упомянуть имён географа П.Н. Савицкого, философа Н.С. Трубецкого, историка Г.В. Вернадского (1887-1973 ), которые не соглашались с традиционной трактовкой , что монгольское “иго” отбросило Россию назад. Проживший почти 50 лет в США и издавший пять томов Российской истории, знаменитый русский историк Г.В. Вернадский считал, что монгольское владычество принесло немало положительных моментов в культурном и хозяйственном отношении. Монголы сделали Русь частью великой мировой империи, привлекли внимание к Руси во всём мире. Идеи произведений Вернадского о влиянии монголов на Русь последовательно поддерживали Ю.Н. Рерих, Л.Н. Гумилёв и многие другие учёные.

Историческое значение  рассматриваемой нами монографии “ Золотая Орда в мировой истории” состоит в восстановлении и углублении традиций прогрессивных идей вышеуказанных учёных о влиянии монголов на историю Руси. Пусть история государства Джучи- старшего сына Чингис-хана ещё сильнее воссияет в своей истине.

Четырнадцатое. Монголы или татары?

В книге “ Золотая Орда “ самое употребляемое слово “татары”. Приводится это слово несколько сот раз. Вместо слова “монголы” употребляется это слово. Иначе говоря, в 13 веке больше всего бедствий и несчастий принесли “татары”. Ясно, что слово “монголы” старались не употреблятть. Хотя название “татары” и утвердилось, под ним всё-таки надо понимать “монголы”. Это признают и авторы истории “Золотой орды”.

Если рассматривать слово “татары” как изначальное название, то надо иметь ввиду пропавших на востоке Монголии кочевые племена из Онуц-татар, которых в 12 веке было наиболее активными и известными среди других кочевников, а так все те народы были весьма схожи между собой, то и получили общее название “татары”.

Чингис-хан разбил татар, принял их на службу в свои войска, они часто были в авангарде наступивших полков, поэтому и возможно такое понимание. Подобно этому и тюркские воины в армии Чингис-хана стали называться татарами. Так писал Л.Н.Гумилев, с этим можно согласиться, хотя нельзя забывать, что этнографические названия вещь весьма относительная.

Еще раз отметим, что в рассматриваемом нами монографии название “татары” надо понимать как “монголы” в “Золотой орде” проживали камские болгары, башкиры, мордва, черемыши, чуваши, северо-восточные русичи. Основателями государства были монголы, государственная власть была у монголов. Существует международное правило, у кого в руках государственная власть, то название и применяется для обозначения названия народа или страны.

Пятнадцатое.  Мир болеет историей Монгольской империи.

Сегодня в связи с процессами глобализации всё с большей силой и широтой идет изучение истории Монгольской империи, ставшей предтечей основ глобализации.

С другой стороны в современном мире уделяется большое внимание исторической истине, о чём свидетельствует стремление познания опыта и уроков империи, оставившей глубокие следы, имевшей в истории человечества самую продолжительную историю и самые обширные земли.

Во всех странах, где развито монголоведение одно за другим появляются исследования, которые даже перечислить непросто. Надо отметить, что в основном эти исследования касаются имен Чингис-хана и Хубилая. История государства Джучи больше всего изучается в России в частности в Татарстане. Достаточно отметить семитомную “Историю татар с древних времен”. Также хотелось бы с удовлетворением сказать о регулярно выходящем научном журнале “Золото-ордынское обозрение”.

Шестнадцатое. Окончание.

Обязанность каждого исследователя донести истину для зрения всех, кто видит до слуха всех кто слышит, до сознания всех людей. В головах людей застряли понятия, не соответствующие истине.

К примеру, существует много неверных представлений о внутренних и внешних походах монголов, о целях и результатах этих походов. Особенно это касается результатов походов, которые не понимают или не хотят понимать.

Например, надо признать, что монголы воевали ради мирной жизни для себя и других народов, ради установления порядка и единого управления. Очень важно выделить эти результаты, их значение.

После установления единой власти прекратились междуусобные войны, люди стали жить без страха, занимались мирным трудом. Можно сказать, что так были открыты врата в прогрессивное развитие человечества. И эти врата были открыты для всех людей во всех ипостосях. Сейчас необходимо еще было основательно и глубоко, внутри и за пределами изучать эти врата, обеспечить верное понимание событий и воодушевлять народы.

Изучение истории подтвержает невозможность отрицания удивительной, величественной истории монгольского народа, добившегося великих успехов и гордых вершин.

Авторы: Элжигний Баярлах Цогт-Очирын Ишдорж

Буурлынхан Ойдовын Нямдаваа

Перевел: Профессор Ю.Н.Кручкин