«Религия на пространстве Евразийского Союза»

Интервью с религиоведом, главным редактором научного журнала «Мусульманский мир» Раисом Сулеймановым:

Как бы вы оценили этноконфессиональные отношения в Евразийском союзе?

Все страны, за исключением Армении — это страны, в которых четко подчеркивается на законодательном уровне светский характер государства, провозглашается отделение церковных учреждений от государства. То есть подчеркивается секулярный характер власти. Но на практике все религиозные организации, воспринимаемые как традиционные, видятся как один из атрибутов политического режима в той или иной стране. Они воспринимаются как обсуживающие этот строй. При этом государство само поддерживает религии, редко бывают конфронтации — где-то противостоит, где-то вплоть до запрета. Населением нередко религиозные организации воспринимаются как часть режима. То есть в России подобную модель называют «симфонией власти и церкви». Подразумевая, что действия светских властей направлены на укрепление отношений с церковью. То же самое с исламом в России и в странах Средней Азии. Можно добавить, что представители традиционных религиозных организаций во внешней политике поддерживают курс своей страны – например, когда государство ведет какие-то военные действия в другом государстве. А между религиозными структурами — происходит взаимодействие, симбиоз. Очень сложно назвать сотрудничеством. Единичные примеры есть, кода православные и мусульмане что-то делали вместе. Между ними сейчас принят определенный консенсус. Они не занимаются миссионерской детальностью среди паствы друг друга. Так, православные не занимаются миссионерской деятельностью среди этнических мусульман. А мусульмане наоборот. Но на практике неофиты бывают в той или иной конфессии. Можно характеризовать, что между конфессиями есть некий крепкий мир. Это хороший пример мирного, взаимоуважительного отношения друг к другу.

Насколько сильно этноконфессиональные отношения коррелируют с экономическими процессами?

Вы знаете, очень сложно сказать. Создавать какие-то религиозные экономически институты — очень трудно. Они не влияют на экономику очень сильно. Элемент исламской экономики сильно поменяли или перестроили отношения в исламской Азии. Православная экономика — непонятно что это такое. Все говорят о некой духовности, но неизвестно что за этим скрывается и что из этого получается. Понимаете, нет наполнения. Все объединения мусульман, например, складываются из договоренности о том, что не будут заниматься запретными промыслами, например, свининой. Есть две ассоциации больших в России. Первая – «международная ассоциация исламского бизнеса», а вторая «ассоциация предпринимателей мусульман» — общероссийская, она в Казани. Они между собой не конкурируют, но выступают с идеей того, что пытаются экономику поставить на нравственные ценности ислама. Но в практике непонятно в чем она состоит. Она похожа на бесконечные круглые столы, саммиты… ну организуют они бесплатный ифтар — коллективное поедание плова. Она больше благотворительная.

Имеется ввиду, насколько сильно связана религия и процессы интеграции на Евразийском пространстве?

Мусульмане из Средней Азии едут в условно православную Россию. Но едут из экономических побуждений. Не нужно связывать религию и экономику. Понятное дело, что едут в Россию, ибо до Европы добраться куда сложнее.

Как бы вы оценили перспективу создания Евразийских организаций, координирующих религиозные процессы?

Такой уже существует. Она называется межрелигиозный совет СНГ. Он был создан в 1998 году, а существует до сегодняшнего дня. И на нем ежегодно собираются религиозные деятели в какой-нибудь из стран, которая их принимает. В основном они что-то обсуждают, о чем-то договариваются, принимают декларации. В основном выполняют функции народной дипломатии – стараются регулировать конфликты, выступают за мир.

В больших городах на Евразийском пространстве смешиваются разные ценности – европейские и постсоветские. Для жителей больших городов какие ценности ближе?

Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. Для среднего русского человека узбек ближе, чем поляк. Потому что они оба говорят на русском языке, и их предки жили в одном пространстве. Но ценности разделяются не всем населением. В этой ситуации на практике сложно определить насколько близко народы по ценностям. Условно живущие таджики в кишлаке, буддисты-буряты, старообрядцы в Архангельске и католики в Петербурге, насколько они близки? Они близки в общечеловеческих ценностях, а также, близки в исторической памяти. К примеру, для всех, проживающих на Евразийском пространстве ценно девятое мая. Оно имеет скорее сакральные характер. Хотя, ему иногда пытаются придать религиозный характер. Распускают слухи, что Жуков облетал вокруг Москвы с иконой. Религиозные организации были мобилизованы во время войны не только в России, но и, например, в Средней Азии. Местный Муфтий выпустил фетву, по которой захватчикам объявлялась война.

Было что-то общее. Во всех историях оно существует. По мере того, как оно будет продолжаться. трудно судить. Нынешнее поколение русских и таджиков они ментально одинаковы? Попробуйте себе ответить на этот вопрос.

В странах Средней Азии уже родилось поколение не просто постсоветское, а поколение, никак не затронутое советской системой образования, ценностей и так далее. Это проблема?

Сейчас те, кто говорят об интеграции — люди, рожденные в СССР. Их объединяет общая историческая память, знание русского языка, единство через советское образование. Но как обстоит ситуация сейчас? Я не могу точно судить.