Артем Ермаков о Чайном пути, Монголии и монголах

Ученый секретарь Иркутского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук Артем Ермаков кратко освещает совместную историю России и Монголии в контексте Великого Чайного пути. Съемки организованы при поддержке экспозиционного отдела Иркутского областного краеведческого музея «Окно в Азию»

Тезисы

Великий Чайный путь ー единственный транзитный коридор Евразии, соединявший Дальний Восток и Крайний северо-запад, Балтийское побережье.

Хоть и основная циркуляция в рамках чайного пути шла от Урги до Москвы, реально его концами были Ханькоу и Санкт-Петербург. Это значительно расширяет объем самого существования такого канала и объем его торговли. Большая часть канала проходила до трех четвертей по территории Российской империи, а одна четверть оставалась на территории империи Цин, что говорит о том что две страны разделили между собой евразийский транзит. Существовал и морской путь, но он имел недостатки.

Во-первых, не все можно было возить морем.

Во-вторых, уровень опасности морского транзита был очень высокий, несмотря на его дешевизну. Его нельзя было сопоставить с той стабильностью и безопасностью, которую обеспечивали в процессе перевозок обе страны.

Вообще, чем больше усиливались перевозки в районах, тем выше была их безопасность. Эта безопасность обеспечивалась за счет частно-государственного партнерства, потому что перевозчики были заинтересованы в нейтрализации районов от криминальных элементов. Исходя из этого, можно говорить о стабилизации районов внешней Монголии, внутренней Монголии, ведь до появления транзитной магистрали, они были диким полем для Империи Цин и для внутреннего Китая. Без Чайного пути данные регионы сейчас бы находились на низком уровне и то, что они развивались опережающими темпами и то, что к началу 20 века они представляли из себя что-то в плане экономики ー заслуга транзитного коридора. Также не стоит забывать, что Чайный путь, уже под именем Великого Сибирского тракта, повлиял на развитие и экономическое освоение Сибири.

Магистраль в рамках Транссиба, стала осевой Российской империи. Она соединяла и стабилизировала империю на огромном пространстве. Благодаря Чайному пути средства, вложенные в регионы вдоль этого пути, развивались быстрее и получали больше средств, нежели они получали бы при отсутствии этого пути.

Во второй половине XVII-XVIII века Россия плотно выходит на пограничные рубежи с Монголией. Монголия представляла из себя мировую экономическую провинцию третьей степени, ее слава мирового экономического центра была в далеком прошлом, поэтому вовлечение центральной и западной Монголии было важнейшим шагом в ее экономическом и политическом развитии. Нынешний Улан-Батор до появления Чайного пути был кочующей столицей, поэтому имея какие-то свои выгоды из Чайного пути, Урга, по сути своей, резко выделялась на фоне других все еще кочующих монгольских населенных пунктов. Можно сказать, что тогда появились зачатки сначала монгольской автономии и затем независимости. Суверенитет у кочевников возникает из оседлости, он достаточно ограничен, поэтому влияние России, которая была заинтересована в стабилизации Чайного пути, оказалось сильным: большое количество переходов, кроме Чайного пути (и легальные и нелегальные), способствование в накоплении богатств, устойчивых экономических связей между пограничными районами, обмен населением. Этот обмен привел к известным событиям начала XX века, когда Монголия под протекторатом России и потом Советского Союза смогла отстоять свою независимость и свои территории.

Стабильность Монголии зависела от влияния России, от ее взаимоотношений с Китаем уже в период после Второй Мировой войны, и Монголия превратилась в центр равновесия в центральной Азии, поддерживать которое были заинтересованы и Советский союз и Китай, но добавились и другие мировые игроки, которые пытаются вытеснить влияние России, но при этом действуют по российской схеме, поэтому пока ни одному крупному игроку, кроме Японии в тридцатых, не удалось повлиять сильнее. В принципе, все крупные державы были заинтересованы в стабильном развитии данного региона и суверенитете, то есть это уже российский проект, который осуществляется практически силами мирового сообщества.

Неожиданно к XXI веку эти два народа, сыгравшие крупнейшую роль в истории Евразии, сейчас по-своему переживают кризис, который отличается тем, что и русские, и монголы имели свой глобальный проект в мировой истории, но им предлагается уйти от этого и стать локальными народами, сжаться в пределах собственных границ и желательно ещё дальше. Кроме того, свойство глобального народа, то есть народа имеющего глобальный проект ー это создание целостной картины мира, отражающейся в национальной культуре. Практически по всем отраслям культуры мы имеем русские образцы, монгольские, конечно, менее исследованы, но претензия на них сохраняется, то есть должна существовать не столько монгольская наука, сколько монгольская музыка, литература ー это необходимо для сохранения цивилизационного типа. Когда народа это лишают и предлагают заимствования из Европы, США, что характерно для России, то это, по сути своей, обезличивание народа и главное отсутствие наследия того типа культуры, который производился их предками. Поэтому русские и монголы сейчас должны понимать друг друга, что мы как раз и наблюдаем. Не все могут сформулировать, что именно так притягивает эти страны, но скорее всего как раз таки их противостояние новым волнам глобализации, центрами которых пока ни Монголия, ни Россия похвастаться не могут.

Тезисы подготовила Банзаракцаева Бальжид (ИГУ)